Tiamat – Wildhoney (1994 Century Media Records) Четвертый альбом Tiamat “Clouds” (1992) получил заслуженно лестные отзывы. Группе определённо шло изменённое звучание, и их оригинальный подход к мистическому death-doom положительно сказался на репутации. Далее был небольшой живой альбом “The Sleeping Beauty – Live in Israel” (1994). Было ли это пожелание Century Media Records или же просто так случилось, но запись живого сета продолжительностью в пять песен не кажется чем-то действительно ценным для фанатов. Это только предположение, но я допускаю, что концертник в Израиле должен был выправить реноме Tiamat, сильно запятнанное старым названием Treblinka, «сатанинскими» текстами и логотипом. Так или иначе, в итоге Эдлунд был недоволен тем, как зазвучал “Clouds”, концертник его тоже не радовал, да и вдобавок товарищи по группе начали роптать… Йохан Эдлунд упоминал, что Tiamat были на грани распада незадолго до записи “Wildhoney”: из пяти участников только он и бас-гитарист Джонни Хагель были готовы продолжать, у остальных же было своё мнение на счёт того, как группа должна развиваться дальше. И это мнение не совпадало с мнением Эдлунда, то есть было ошибочным. Таким образом, в группе фактически оставалось только два участника, и они полюбовно решили двигаться в направлении, которое им было в данный момент ближе всего. Путеводной звездой для Йохана и Джонни стали Pink Floyd, King Crimson и ряд других групп из 70-х. Йохан вспоминает: «Проблема была в том, что нам не хватало опыта или таланта, чтобы воссоздать звучание Pink Floyd или что-то в этом роде... Так что мы начали делать нечто своё и интересное, я думаю, дело в том, что мы были своего рода death metal группой, которая хотела звучат как Pink Floyd, и нам это не особо удавалось, и в итоге мы оказались где-то посередине. Получился очень оригинальный альбом... Это своего рода счастливая неудача, потому что... я имею в виду, я не считаю себя очень талантливым музыкантом, у меня этого нет с рождения; если мне нужно придумать что-то, что в конце концов звучит хорошо, мне приходится много бороться, мне действительно приходится бороться за результат...» Джонни Хагель немало вложился в сочинение риффов для “Clouds”, но в “Wildhoney” у него было больше времени на то, чтобы проявить себя: «Намного больше. Я написал львиную долю композиций, но не тексты – вся лирика принадлежит перу Эдлунда. Я не только сочинил отдельные песни, но и придумал разные идеи и аранжировки, которые помогли собрать “Wildhoney” воедино. Это великолепно – знать, что ты создал такой прекрасный альбом как “Wildhoney”». Новые песни записывали в Woodhouse Studio с сессионными музыкантами: Магнусом Зальгреном (гитара), Ларсом Скольдом (ударные) и Вальдемаром Сорихта, который был не только продюсером, но и автором всех партий клавишных на альбоме. Вальдемар Сорихта хорошо знаком фанатам Tiamat, а вот Магнус Зальгрен больше известен поклонникам Lake of Tears – он не раз выручал группу, записывая в студии партии соло-гитары, но официально был принят в состав лишь на короткий пятилетний срок. Или вот Ларс Скольд. Он не так активно участвовал в жизни шведского метал-андеграунда, но в 2008 году записывал ударные для сольника Лейфа Эдлинга, отца Candlemass, а впоследствии вошёл в первый состав другой группы Лейфа — Avatarium. Что ж, теперь вы знаете, почему в клипе “Whatever That Hurts” только два участника Tiamat. Не совсем понятно, почему нельзя было взять на постоянную работу того же Ларса Скольда, но ответ на этот вопрос находим в одном из интервью Эдлунда того периода: «Ларс - очень хороший барабанщик, и мы отлично сходимся на личном уровне, но он никогда не станет полноценным членом Tiamat, потому что слушает совершенно другую музыку - Poison и подобные мягкие хардроковые дела. Он не вкладывает душу в наши песни, он только следит за тем, чтобы безошибочно сыграть свою партию. После того, как он записал свои партии для нашей пластинки, он улетел в Швецию и отыграл пару сейшенов с одной шведской поп-группой. Главное для него - каждый день сидеть за барабанами и играть. С Магнусом всё немного иначе. Я очень подружился с ним, и мы часто встречаемся, но у него не сложились отношения с Джонни. Кроме того, Мангус не хочет быть постоянным членом группы, потому что из-за своих музыкальных интересов он не может участвовать в написании песен для Tiamat. Он предпочитает такие замороченные вещи, как, например, Primus». Что ж, едва ли вы отчаянно нуждаетесь в моём разборе альбома по песням, но вот мы не без труда, но добрались и до этой неизбежной части рецензии. Значит так… Обманчиво спокойное вступление “Wildhoney” богато наполнено пением птиц, в голосах которых, впрочем, читается тревога на грани паники. Потусторонние звуки природы органично дополняют это настроение, и в целом безобидное, казалось бы, интро соответствует стилю обложки, цветовая гамма которой варьируется от солнечного и густого медового тонов до настораживающего красного. Ощущение беспокойства усиливается вкрадчивым вступлением партии акустической гитарой, которая плавно ведёт нас к “Whatever That Hurts”. Эта песня, на которую был снят тяжёлый, болезненный клип, стала лицом альбома, олицетворением думовой сущности Tiamat и воплощением новых психоделических влияний. Основная полуакустическая тема в сопровождении причудливых сэпмлов где-то на заднем фоне и голос Эдлунда, опустившийся до шёпота, создают уникальную зловещую атмосферу, которая едва ли не оттеняет многотонные риффы, открывающие трек на пару с характерными трайбовыми ударными. В припеве, возвращающем нас к той же действенной формуле риффов и ударных, которую мы слышали во вступлении, Эдлунд демонстрирует самую мощную вокальную подачу, на какую только способен, в брутальном диапазоне. «Тяжёлая» секция к “Whatever That Hurts” органично усилена мрачным соло, предваряющим очередной припев в завершении этой недоброй сказки. Переходы между композициями “Wildhoney” оформлены почти элегантно, и вот мы незаметно оказываемся в водовороте “The Ar”, где основная тема озвучена среднетемповыми тяжёлыми риффами, эпичными клавишными аранжировками и драматичным вокализом Бирджит Захер на заднем фоне. Эта давящая тема чередуется с фирменными полуакустическими секциями, но значительная часть композиции отдана под давящие индустриальные партии. Оные более полно находят своё отражение в жутковатой инструментальной дорожке “25th Floor”, которую я упорно перематывал ещё в «кассетные времена». Апокалиптическая драма “Gaia” условно считается «думовой», и это определение больше подходит гнетущему настроению трека, но не его структуре, уходящей корнями в переосмысленное и утяжелённое наследие Pink Floyd. Зато к death-doom можно отнести “Visionaire”: тут тебе и гремучие медленные риффы, и гроул… ну, и всякие уже фирменные «красивости» Tiamat – акустика, переливы атмосферных клавишных партий, вкрадчивый шепот Эдлунда. Мягким переходом к апатичным переживаниям о мимолётной любви “Do You Dream of Me?” служит приятная интерлюдия “Kaleidoscope”. Так незаметно под накрапывание дождя мы попрощались, сами того ещё не зная, с «тяжёлым» Tiamat. Космическая “Planets” выгодно отличается продолжительностью и сложностью на фоне трёх предыдущих коротких инструменталов, вся композиция укладывается в три минуты, но и этого достаточно, так как идея автор понятно выражена и исчерпывающе озвучена. Памятуя о любви Эдлунда к Black Sabbath, тут же хочется вспомнить “Planet Caravan”, но это всё та же дань Pink Floyd, принявшая причудливую форму живописного эксперимента. От него, кстати, рукой подать до расслабленной “A Pocket Size Sun”, где играющий красками калейдоскоп мягкой психоделии затягивает в комфортный мир ласковых видений и головокружительных пейзажей. Эдлунд как-то признавался, что гордится текстами “Clouds”, но я нигде не видел, что бы он также высоко оценивал свои поэтические упражнения в “Wildhoney”. Первая же песня “Whatever That Hurts” – это паззл, сложенный из разрозненных образов и фраз, поток сознания, стенограмма которого стала культовой благодаря бессмысленному, но убедительно поданному Эдлундом припеву: «Медовый чай, псилоцибиновая личинка, / Медовый месяц, серебряная ложка, / Псилоцибиновый чай!» Вот она – волшебная сила искусства! Благодаря эффективной подаче, этот бред подхватывали тысячи фанатов на концертах Tiamat во всём мире. Далее идёт “The Ar”, и этот трек тоже непрост. Трудно сказать, чем в действительности руководствовался Эдлунд, когда писал лирику к “The Ar”, но держу пари, что эти строки у многих вызывали вопрос: «Пятиконечная серая звезда - / Знак арийской расы. / Пятиконечная серая звезда вырезана / На челе зловещего лика». В своих интервью он апеллировал к тому, что “Ar” — это оригинальная (неперевёрнутая) пентаграмма шумерской традиции. Эдлунд тогда увлекался символами и тем, насколько сильно они могли влиять на людей, поэтому не мог пройти мимо. Но, конечно, упомянувшему «арийскую расу» музыканту тут же припомнили Treblinka. Эдлунд невозмутимо отметал любые обвинения: «Я знал, что меня спросят об этом, прежде чем я взялся за текст. Все дело в том, что “The Ar” был изначальной пентаграммой, а ещё это сокращение от «арийская раса». Так назвали этот символ люди, жившие около 5000 лет назад на территории, которая сейчас называется Ираком. Я не хотел подвергать себя цензуре, потому что знал, что это можно понять неправильно сейчас, в этом веке, но подумал: «Я не об этом пишу, так что даже если люди ошибаются, я лучше объясню им это и отстою свою точку зрения». Ариями, в самом деле, называли народы арийской (индоиранской) группы, исторически проживавшие на территории Древнего Ирана и северо-западной Древней Индии. Так что почему бы и нет? В любом случае, нам остаётся только верить автору на слово. Слава шумерским богам, всё просто с “Gaia”! Пускай Эдлунд выразил свой посыл излишне… образно, однако тема гибели Земли и живых созданий проходит красной линией через нагромождение двух четверостиший и припева. И тут я также не могу не процитировать автора: «Эта на самом деле первый раз, когда я написал критический текст относительно нашего социума. Ты знаешь, я ненавижу сам факт проведения опытов на животных и считаю это достойным печали и сожаления. Посмотрите как систематически уничтожаются тропические леса. Меня волнует это, или когда, например, в Швеции отстреливали множество лосей, только потому что, якобы, их стало слишком много. Откуда люди взяли, что у них есть право решать, много этих зверей, или мало? Во все времена Мать Природа заботилась о правильном балансе, это касалось и животных, и людей. Люди сейчас ищут средство против СПИДа, а я глубоко уверен, что это бесполезно, и этому вирусу придет на смену какой-нибудь новый вирус... Природа создает свои средства борьбы с количественным ростом человеческой расы. Эта тема уже долгое время меня волнует и я просто должен был написать что-нибудь об этом, при условии, что я никому не хочу навязывать свое мнение. С некоторых пор я вегетарианец, но ничего не имею против людей, которые продолжают употреблять трупы в пищу, каждый волен решать такие вопросы сам. Лично я вообще хотел посвятить “Wildhoney” организации борьбы за защиту окружающей среды, но я не один представляю Tiamat. Поэтому все тексты выражают только мою личную точку зрения, а не всей группы». Затем идёт чудовищный демонический «Визионер» (“Visionaire”), он необыкновенно силён образами, которые в равной степени абстрактны и самодостаточны: «Я краски звёзд похищал, / И я мечтал набраться сил, / Чтоб по моей команде их свет мерцал, / Как раз в году, под песнь зимы». Тихая и робкая “Do You Dream of Me?” раскрывает тему уязвимости возлюбленных, а роскошный психоделический номер “A Pocket Size Sun” поэтическим языком описывает прекрасный и комфортный трип, завершающийся чудесными грёзами: «Я нашёл в песке две чудных ракушки, / Похожие как две капли воды. / И я думал, что слышу колокольчиков перезвоны / За рокотом семи морей…» Попробуем сделать этот обзор максимально исчерпывающим рассказом об альбоме и процитируем ещё одно интервью Эдлунда: «На протяжении трех альбомов я описывал свои темные чувства - теперь настало время показать другую мою сторону. Тексты по-прежнему отчасти печальны, но они выражают более широкий спектр чувств, и в них описываются очень важные для меня вещи. В “The Sleeping Beauty” - хотя и довольно своеобразно - шла речь о моей бывшей подруге; “Do You Dream Of Me?” посвящена моей нынешней партнерше. Это темы, которые действительно важны для меня и взяты из реальной жизни, а не из фэнтэзийных романов, что, впрочем, тоже может быть достаточно интересно. Я ведь постоянно пишу тексты или просто стихи - особенно ночью, когда я сижу в постели, у меня в голове проносятся самые разные мысли. Это мой способ выразить свои чувства. Я вообще довольно замкнутый человек и скорее буду что-то писать, нежели рассказывать». Визуальным дополнением к альбому стали два видео. Клипы на думовые “Whatever That Hurts” и “Gaia” были сняты одним и тем же режиссёром. Во время съёмок первого видео Эдлунл дал ей свободу действия и был доволен результатом в отличие от остальных участников группы. Поэтому в случае “Gaia” группа вмешалась в процесс, и на этот раз все остались довольны. На фоне многих экспериментальных альбомов тяжёлых групп начала 90-х “Wildhoney” отличается тем, что безоговорочно тепло был принят фанатами и критиками. Восхитительная сюрреалистическая обложка авторства Кристиана “Necrolord” Валина поражает нестандартным решением и тем, как неуловимо точно составляющие её образы подчёркивают противоречивый дух альбома. Переход к лёгкой психоделии, очередная находка Tiamat, выполнен плавно, и группа движется от песни к песне плавно, шаг за шагом подготавливая слушателя к волшебному финалу “A Pocket Size Sun”. Иногда нарекание вызывают путанные тексты Эдлунда, но сумбура в них не так уж много, и за исключением “Whatever That Hurts” его идеи сформулированы достаточно прозрачно. Случается, что “Wildhoney” снисходительно называют наркоманским альбомом, но это едва ли уменьшает его художественную ценность. Ведь примечательно, что успех “Wildhoney” уникален, и его не смогли воспроизвести ни сами Tiamat, ни какая-либо другая группа. Если “Astral Sleep” и “Clouds” дали на недолгий срок вдохновения буквально паре последователей (Lake of Tears и Mental Home), то ничего приблизительно равного “Wildhoney” так и не было создано. С большой оговоркой, очень осторожно порекомендую фанатам этого альбома американский дуэт Dream Unending с их второй работой “Song of Salvation”. Эта парочка, как мне кажется, подошла достаточно близко к тому, что могло быть у Tiamat после “Wildhoney”. Кроме того, успех альбома подчёркивает и то, что почти четверть века спустя выступления группы с программой, состоящей только из песен этого альбома, были феноменально востребованы. Так что пьём медовый чай и не жалуемся. Единственное, не забывайте: чтобы сохранить полезные свойства мёда, не стоит добавлять его в горячий чай. Мёд очень чувствителен к окислению и нагреванию: чем выше температура, тем сильнее разлагаются ферменты. При нагревании в составе меда образуется новый компонент — оксиметилфурфурол, оптимальная температура чая в таком случае - 60-80 градусов.Предупреждён — значит вооружён ! Алексей Евдокимов специально для Куртки Болтендаля #boltendal #Tiamat #doom

Теги других блогов: Tiamat Century Media Records Wildhoney